| |
25.09.2006 19:51 Ирина Рыбакова
| |
Джаз-Коктебель: Победа духа над сухим протоколом
Статью
о фестивале «Джаз Коктебель» - пускай и маленькое, но все же
произведение - хочется начать с чего-нибудь хрестоматийного. С
чего-нибудь такого, чтобы, как спел когда-то Федор Чистяков, крыша по
началу развернулась, а потом завернулась. Думаю, тут как нельзя кстати
подойдет высказывание саксофониста-легенды Алексея Козлова о том, что «джаз - это не просто музыка, а область психологии музыканта и слушателя». И о том, что «воспринимающие джаз равны», будь то человек с музыкальным инструментом или просто следящий за непредсказуемой мелодией слушатель. И о том, что «многие так и умерли, не узнав, что были рождены для джаза». Однако все, кто посетил крымский поселок Коктебель с 14 по 17 сентября, успели оценить роль джаза в своей жизни вовремя.
Надо
сказать, что из большинства джазовых событий Украины «Джаз Коктебель»,
пожалуй, наиболее масштабное. В нашей стране проводятся около пяти
международных фестов: помимо «Джаз Коктебеля» это «Международные дни
джазовой музыки» в Виннице, «Джаз Карнавал» в Одессе, «Jazz
Bez» во Львове и «До#Дж» в Донецке. Называют также Международный
джазовый фестиваль «Єдність». Но многие скептики ввиду непрохождения
одноименной партии-партоната в Киевсовет, предсказывают скорое
исчезновение данного фестиваля. Чего не скажешь о «Джаз Коктебеле». На
четвертом фесте организаторам удалось порадовать зрителей такими
звездами, как мастер слэп-фанковой техники игры на басу Стэнли Кларк,
«Блюз Босс» Кэнни Уэйн,
звездный барабанщик Билли Кобэм, символ советского «подпольного» джаза
Алексей Козлов и самая известная в мире женщина-трубач Саския Лару. В
этом году на событие было аккредитовано более ста журналистов, а
простые слушатели обеспечили курортному Коктебелю такую посещаемость,
какая не всегда наблюдается и в разгар лета.
По
причине все возрастающей популярности этой музыки на просторах нашей
родины у отечественных, но пока еще не вполне звездных музыкантов, а
заодно и у журналистов возник резонный вопрос - когда же украинским
джазменам начнут платить? Речь, конечно, идет не о крупных событиях
международного масштаба, которых в Украине пять-шесть и обчелся.
Музыканты все больше жалуются, что по прошествии громких фестивалей
возвращаться в клубы и мьюзик-бары особого желания у них нет. Ведь
многие увеселительные заведения оплачивают законный труд джазменов
неохотно, а иногда совсем не платят. Но тема эта спорная. Как заметил
менеджер украинской джазовой команды «Трио Сергея Давыдова» Дмитрий
Кутовой, начинающим музыкантам важно правильно задать вектор - «пускай
группа потеряет синицу в руках, но поиграет на одной сцене с известными
метрами в хороших клубах, даже если там не имеют привычки платить». В
качестве примера Кутовой привел пианиста и композитора Андрея
Кондакова, выступившего в первый день фестиваля с бразильскими
джазовыми звездами «Brazil all stars». В свое время Кондаков осуществил
совместное турне по России и записался вместе с Эдди Гомесом
(контрабас), Лени Уайтом (барабаны) и Игорем Бутманом (тенор-саксофон),
что считает своим наивысшем музыкальным достижением. Сейчас клавишник
живет в Нью-Йорке и осваивает джазовые миксы и разнообразные вплетения
джаза в другие музыкальные жанры: одно из последних увлечений -
бразильская самба. Виртуоз экспериментирует и увлекается всем, чем пожелает, а ступенькой к этому стал тот самый заданный когда-то правильный вектор.
Возвращаясь
к прагматичным аспектам фестиваля, надо сказать, что в целом стоимость
его обошлась организаторам в 300 тыс. долларов. И все это - деньги
спонсоров, положившихся на вкус «духовного гуру» джаз-феста Дмитрия
Киселева. Сам Киселев утверждает, что спонсоров можно собрать под какое
угодно событие - будь то квартирник или концерт любой низкопробной
группы. Но ему лично захотелось потратить спонсорские средства на
что-то более качественное. Организатор признался, что первоначально
планировал собрать 500 тыс. долларов, но переоценил свое мастерство
переубеждения спонсоров.
Такая
большая сумма была необходима для оплаты гонораров и райдеров
музыкантам. В этом году самой дорогой звездой фестиваля стал
контрабасист Стэнли Кларк - его приезд обошелся в 100 тыс. долларов.
Причем львиная доля средств пошла не на «ананасы в шампанском» и
«двухкоешный нумер» (так называемый бытовой райдер), а на техническое
оснащение сцены. Кстати, именно из-за дороговизны и сложности
технического райдера и сорвался концерт лидера Pink Floyd Роджера
Уотерса в Украине.
Несмотря
на всю строгость менеджеров именитых музыкантов и их требовательность к
выполнению организаторами всех пунктов райдера (некоторых виртуозов
запрещалось снимать на любительские камеры и фотографировать со
вспышкой больше трех песен), после выступления на основной
«Волошинской» сцене даже самые требовательные звезды спешили на
джем-сейшн, где играли без всяких ограничений. Джем, пожалуй, - одно из
самых любопытных зрелищ, которые были на фестивале. Музыканты разных
уровней могли поиграть друг с другом без всяких репетиций и прочих
«академических» церемоний вплоть до утра.
Джем-сейшен
происходил после основных выступлений на главной сцене фестиваля
(которых было две - для хэдлайнеров и исполнителей, расширяющих
жанровый спектр джазовой музыки),
а также в простеньком, обтянутом целлофановым тентом кафе на
набережной. И, что любопытно, даже очень высокооплачиваемые музыканты
иной раз могли пренебречь джемом на технически оснащенной «Волошинской»
сцене, и по собственной инициативе соревноваться в импровизациях в
прокуренном кафе вдали от пытливого взгляда менеджеров и организаторов
«Джаз Коктебеля». За несколько дней фестиваля вырисовались небольшая
группа джем-активистов, выкладывающихся на джеме даже больше, чем на
«основном» выступлении. Это басист Андрей Арнаутов, барабанщик Алекс
Фантаев, клавишник Илья Ересько, саксофонист Дмитрий Александров и
польский скрипач Томаш Муха. Любителями «поджемить» оказались также
саксофонист Юрий Яремчук, члены белорусской группы «Apple tea» и
музыканты из группы Билли Кобэма. Поговаривают, что даже сам Билли
как-то осчастливил посетителей кафешки, хотя согласно «протоколу»
делать этого не должен был.
Значит,
желание играть, творить, общаться с коллегами из разных стран на
понятном всем языке музыки все-таки оказалось важнее гонораров, а
отсутствие звукорежиссера и технических ухищрений для улучшения звука -
только на пользу. Таким образом, Мекка поэтов серебряного века
превратилась в место паломничества музыкантов. Ведь в Коктебеле есть
все для джаза - солнце, море и люди в цветных одеждах, живущие в такт с
этой музыкой.
|