| |
02.02.2010 19:36 Ксения Портная
| |
GOSPROM: Искусство - в массы!
Gosprom
– молодой харьковский коллектив, участники которого не умеют писать
стихи, поэтому создают музыку на слова советских поэтов. Им удается
угадывать желания слушателей и при этом не опускаться до уровня
«форматных» групп. Акустическая гитара и диджейские скретчи, трип-хоп,
инди-рок и джазовые импровизации – Gosprom не ограничивают себя ни в
чем. Как не ограничивают и фэнов в доступе к своей музыке, выкладывая ее в интернете. Музыка должна быть свободной – уверены Марианна (вокал), Дима (диджеинг, программирование), Константин (гитара), Андриан (кларнет) и Олег
(бас-гитара). О различиях массового и элитарного искусства, творчестве
Маяковского и дефиците поэзии в музыке мы поговорили с группой в
преддверии киевского концерта в «44».
– Недавно вы вернулись из Берлина – как прошло выступление на Netaudio Festival Berlin?
–
Отлично, это был очень необычное для нас выступление, всего несколько
человек в зале понимали по русски. Сначала мы боялись, что не сможем
найти общий язык, но все пошло нормально и к концу выступления никаких
границ между нами и слушателями не было. Очень многие почувствовали ту
атмосферу, которую мы хотели передать.
– А к созданию какой атмосферы стремитесь на своих выступлениях?
– Авангардной и магической!
– Расскажите немного о самом фестивале.
–
Это самый большой фестиваль музыки, которая издается в интернете. Он
проводится в пяти городах: Лондон, Барселона, Берлин, Болонья и, что
самое интересное, Москва. Очень приятно, что нас пригласили не в
Москву, а в Берлин. Тем более что нынешний фестиваль проходил под
лозунгом «East meets West» и был посвящен двадцатилетию падения
берлинской стены. То есть мы были вроде представителей от Восточной
Европы.
– Как вы на него попали?
–
Мы выпустили наш EP «Lazy» на одном из самых авторитетных независимых
нетлейблов Германии Headphonica в 2009 году, и за первый месяц его
скачали более 4000 человек. Организаторы фестиваля, видимо, это
заметили и через владельца лейбла вышли на нас.
– Как удалось выйти на европейский нетлейбл?
–
Мы просмотрели список самых больших нетлейблов и некоторым из них
отослали наши демо. Почти все ответили положительно, после чего мы
послушали какую музыку издают эти лейблы и выбрали Headphonica. А
первый наш EP «Broadway» вышел в 2008 году на небольшом бристольском
нетлейбле Random Flow. Выбрали его из-за культового статуса Бристоля
как места рождения стиля трип-хоп, с которым мы очень тесно связаны.
– В дальнейшем планируете издаваться преимущественно в Сети? Какова, по-вашему, перспектива выпуска музыкальных СД-дисков?
–
Наши синглы и EP обязательно будем издавать только в интернете на
иностранных лейблах, интерес с их стороны есть. Музыка должна быть
свободной, как и остальное искусство, поэтому мы не ограничеваем доступ
к нашим песням. Нас скорее интересует перспектива живых концертов.
– Что вам дало участие в этом мероприятии?
–
Очень хороший опыт и уверенность в себе. Когда молодые музыканты из
Харькова играют на масштабном фестивале, на большой сцене, в Берлине,
перед европейскими слушателями – это придает тебе уверенности, это
что-то вроде подтверждения, что ты делаешь все правильно, идешь в
нужном направлении. Наверно, не многие группы в Украине имеют такой
опыт. Сейчас мы выходим на сцену уже с другими ощущениями.
– Раньше не были уверены в том, что ваши творения заслуживают должного внимания?
–
Речь идет не о внимании к нам или нашим песням, а скорее о личной
внутренней уверенности. Мы сами прекрасно знаем, что и как мы хотим
делать. Но люди склонны к копированию мнений во всем, и в музыке в том
числе (как хороших, так и плохих). И пока артиста не начнут
рекламировать журналы, газеты, радио, блоги и т.п., многим не хватит
смелости сказать, что им это нравится, легче дать негативный отзыв.
Поэтому нужны какие-то внешние объективные оценки, которые и будут
являться настоящими индикаторами.
– Насколько уровень проведения концертов в Европе отличается от ситуации в Украине?
–
Очень сильно отличается само отношение слушателей к концертам и
фестивалям. В Украине очень пассивная публика, ее очень тяжело вытянуть
на какое-нибудь мероприятие. А в Берлине люди намного легче к этому
относятся, поэтому в зале было много людей за 30, не говоря уже о
молодеже.
– А по поводу тамошних участников что можете сказать?
–
У каждого разный уровень. Было очень много музыкантов из разных стран:
Германия, Франция, Италия, Англия, Аргенитина и др. И было представлено
очень много стилей, поэтому тяжело однозначно ответить на этот вопрос.
Но главное, что эти люди имеют что-то нестандартное в своей музыке,
ведь они не относятся к мейнстриму, их не издают большие лейблы.
– Часто выступаете на фестивалях или больше играете по клубам?
–
Чаще в клубах, но на фестивалях намного интереснее выступать. Всегда
особая атмосфера, возможность обмена опытом, много музыкантов. В клубе
так не бывает.
– За границу часто приглашают? Сами ищите выходы «в мир»?
– И сами ищем, и предложения есть. Но не всегда возможности организаторов фестивалей позволяют пригласить группу из Украины.
– В чем сложности с украинскими музыкантами?
– Как правило финансовые. Сразу возникает огромное колличество расходов, связанных с транспортом, визами и т.д.
– Gosprom
исполняет музыку на стихотворения советских поэтов – как появилась идея
связать классическую литературу и современную музыку?
–
У нас не было другого выбора. Никто из нас не пишет такие тексты,
которые можно было бы показать общественности. Среди нас нет поэтов, а
в песнях должна звучать именно поэзия, а не набор слов. И она должна
быть качественной, чтобы за слова не было стыдно. У большинства
отечественных групп проблемы с этим. Мы не хотим быть одними из них.
– Этот период в литературе и культуре в целом для вас значит что-то особенное?
–
Да, период советского авангарда очень повлиял на нас и продолжает это
делать. Это очень интересное явление в плане развития искусства, есть
чему учиться и есть чем восхищаться. Приятно, что не одни мы это
замечаем, посмотрите клипы Franz Ferdinand или Ляпис Трубецкой – они
тоже затрагивают эту тему.
– Чему именно вы учитесь у советских авангардистов и чем восхищаетесь?
–
Искусство в массы! Как только искусство становится интересно только
узкому элитарному кругу, оно теряет свою ценность для общества. Ну и
конечно же очень важно, что в 20-е годы поэты, артисты и художники были
активистами, а не просто сторонними наблюдателями, которые только
описывали происходящее. Они меняли мир вокруг себя своими
произведениями, делали его лучше.
– Какую цель перед собой ставили, когда решили создать такой симбиоз?
– Прежде всего, обратить внимание на тех поэтов, чьи стихи мы используем. Принято восхищаться сопливыми стихами о любви,
цветах и т.п. А Маяковским восхищаются якобы только коммунисты. Это
неправильно, он больше чем кто-либо другой владеет современным слогом,
ты читаешь и от этих слов, фраз не пахнет пылью, старческм маразмом,
прошлыми веками. Этими словами говорит сейчас человечество, поэтому
стихи Маяковского современны и актуальны.
– Какую цель перед собой ставите – играете для себя или планируется покорение всей страны, Европы, мира?
–
Мы не играем нашу музыку для себя – она существует исключительно для
слушателя. Всегда стараемся посмотреть на наши песни со стороны
слушателя, угадать что бы ему было интересно, а не зарываться в
субъективное восприятие. Обязательно следим за тем, что происходит в
музыкальном мире, для того чтобы делать прогресивную музыку, а не
поддаваться мейнстриму. А начиналось все с желания изменить этот мир в
лучшую сторону.
– По вашим ощущениям – получается? В чем это должно проявляться или уже проявляется?
–
Проявляться, наверно, должно в том, чтобы после наших концертов люди
уходили с хорошим настроением. Похоже, у нас это получается.
– «Госпром» задумывался как объединение музыкантов, поэтов, режиссеров, фотографов и т.п. Сколько людей «собрали»?
– Немного, но те, кого собрали – люди проверенные (смеются). Этот процесс продолжается непрерывно, поэтому обращайтесь, если будут идеи.
– Какие проекты в таком составе уже воплотили в жизнь?
– Видеоряд к нашим живым выступлениям, сейчас планируем его обновить. Дизайн всех наших плакатов
и несколько удачных фотосессий. Вечеринки Fresh Wave с очень хорошими,
на наш взгляд, группами, это музыканты, с которыми получилось найти
что-то общее. Наверно, это самый удачный наш проект после самого
Gosprom’а.
– Что планируете реализовать в ближайшее время?
–
Главный наш проект, работа над которым длится уже очень долго – наш
альбом. Мы записываем его уже год, и, надеемся, что скоро выпустим его.
Хотя предложение пока поступило только из России.
|