GUANO APES: Возвращение на передовую
Концерт,
который должен был стать последним рок-аккордом 2009-го, по воле
обстоятельств превратился в первое значительное киевское шоу 2010-го.
Гриппозная бацилла, атаковавшая солистку Guano Apes Сандру Насич, к
счастью, отступила, не вызвав осложнений. Лучше позже, чем вообще
никогда – решили наши меломаны, и обеспечили во дворце культуры НАУ
такую явку, что удобное место приходилось долго искать даже в проходах
между рядами. Их рвение понятно: нынешние гастрольные осень-зима в
столице носят ярко выраженный анабиозный оттенок, ходить особо не на
что.
Впрочем,
было бы глупо преуменьшать значение приезда Guano Apes самого по себе.
Команда, реанимированная в прошлом году после четырех лет тишины, до
Киева успела дать не более полутора десятка шоу. Иными словами, мы были
среди первых, кто увидел своими глазами воскресших героев начала
2000-х. И, как показала встреча, за прошедшее время они не успели
обрасти плесенью.
Распад
группы в 2005-м объяснялся усталостью музыкантов друг от друга и
кризисом идей. Версия казалась нелепой – последний альбом «Walking on a
thin Line» (2003) был до безобразия прекрасен. Но Сандра и компания,
похоже, чувствовали, что эта очередная вершина – прелюдия спада. Сейчас
в этом можно усматривать даже некую жизненную мудрость: к 2010-му Guano
Apes остаются одной из немногих современных групп, в портфолио которых
не значится проходных работ.
Сольник
Сандры «Signal» двухлетней давности был неплох, но разве что на фоне
какой-нибудь Леоны Льюис или Сюзанн Бойл. Он изобиловал шаблонами, ему
не хватало ни перца, ни соли, с которыми никогда не наблюдалось проблем
у Guano Apes. Басист Штефан Уде, гитарист Хеннинг Рюменапп и ударник
Деннис Пошватта, между тем, не теряли связи друг с другом, и время от
времени намекали Сандре на реюнион. И, как говорил капитан Жеглов
гражданке Волокушиной: «Однажды… уговорили».
Сперва
о грустном. Киевский сет-лист оказался на несколько песен короче того,
с которым «обезьяны» колесили летом-осенью по Европе. Из него пропали
свирепые кричалки «Dick» и «Wash it Down», а также ранняя лирика под
названием «Never Born». Как и ожидалось, не было программной
шедевральной баллады «Living in a Lie» - ее они сейчас вообще не поют.
Почему – только им и известно. Вообще, если по-честному, претензий к
программе хватает: как сюда, скажем, не попали «Mine All Mine» и
«Heaven», уму непостижимо. Но это, как говорится, еще то ИМХО.
Еще
одна чайная ложка дегтя – вокал Сандры. Самые любопытные, думаю, в
курсе, что девушка и в золотые годы Guano Apes живьем не очень-то
блистала – чтобы убедиться в этом, достаточно загрузить в Youtube
пару-тройку концертных фрагментов семи-восьмилетней давности. Не то что
бы она не попадала в ноты – скорее, так: обычный нормальный голос
сценической Сандры кардинально проигрывает выверенному филигранному
вокалу, записанному в студии. Наверно, поэтому в Киеве она даже не
пыталась выдать знаменитую скороговорку «I've got got to get to get» в
финале «No Speech» и съехала на вялые мелодические подвывания. Наверно,
это очень даже правильно.
На
этом огорчения, к счастью, исчерпываются. В довольно недурном звуке
Guano Apes выглядели, как и полагается им по статусу – полноценными
европейскими звездами. Рюменапп штамповал ювелирные риффы, Уде всю
дорогу рисовал басовые виньетки, Пошватта норовил разнести установку,
потряхивая своей шевелюрой, которая в зависимости от положения
превращалась то в копну сена, то в слегка гипертрофированную
гитлеровскую челку. Иногда в дело включался сессионный гитарист. Каждая
песня в исполнении этого компактного рок-оркестра выглядела как
музыкальный блицкриг, в голову лезла старая поговорка о хваленом
немецкой качестве. Кульминацией шика стала инструментальная версия
«Plastic Mouth», в которой партию сбежавшей за кулисы вокалистки
исполнил бас Уде.
Сандра
отлично вписывалась в этот маскулинный апофеоз – со своими узкими
джинсами, футболкой на выпуск, кедами (кроссовками?) и замашками
мелкого хулигана. Подаренные букеты принимала небрежно, разыгрывая роль
дрянной девчонки, чуждой сентиментальностей (хотя после концерта
собрала все цветы и унесла их с собой). Напропалую шутила, заставив, к
примеру, всех на минуту поверить в то, что Пошватта в день концерта был
именинником («А я думал, у него день рождения в июле!» - опешил
Рюменапп. «Какая к черту разница, январь или июль?» - парировала
Сандра). На «Underwear» заставила с десяток молодых людей сбросить с
себя майки и запустить их на сцену. Органичные артистические трюки с
лихвой компенсировали недочеты пения – в конце концов, это было живое шоу, а не публичное прослушивание компакт-диска.
К
середине концерта над залом повис невидимый эйфорический шар. Немцы
чувствовали, что все идет лучше, чем они предполагали, и, кажется,
совершенно искренне выражали изумление по поводу такого приема.
Рюменапп не выдержал и выдал: «Мне кажется, было большой ошибкой то,
что мы не приезжали в Киев раньше». Сандра как ребенок радовалась
царившему в партере безумию и на одной из песен отдала микрофон в зал,
а сама улеглась на один из комбиков, выражая крайнюю степень довольства
происходящим. Под занавес украинский флаг, висевший полтора часа рядом
с барабанами, окажется на ее плечах.
Радости узнавания старых песен сопутствовало осторожное знакомство
с двумя новыми. Guano Apes давно не скрывают, что новый альбом не за
горами и понемногу готовят почву для его появления. «Hives Song» и «All
I Wanna Do» произвели путаное впечатление: с одной стороны, в них
прорва энергии, с другой, эти диско-панковые опусы с элементами
кривляния больше к лицу каким-нибудь The Ting Tings. Все-таки Guano
Apes всегда производили впечатление чего-то более зрелого, чем
стандартное инди-роковое бряцание, мало кто, как они, умеет столь же
драматично сочетать агрессию и лирику. Основных вариантов дальнейшего
развития событий видится два: либо будущий диск станет банальной
попыткой попасть в ведущий рок-тренд десятилетия, либо две
вышеупомянутых песни станут сигнальными номерами, которые должны
привлечь внимание как можно более широкой публики ко всему остальному.
Перед
бисом, как и полагается, была исполнена «Big in Japan». А перед самым
последним десертом Сандра начала картинно опрашивать зал на предмет,
чего тот еще хочет услышать. В ответ понесся хаотический поток заказов,
но даже глухой мог бы понять, что в этой какофонии преобладает название
«Lords of the Bords». Сандра на несколько секунд сделала вид, что не
может расслышать, что требуют больше всего, а потом грянули первые
аккорды сноуборд-гимна. Его ей петь почти не пришлось – зал и сам
неплохо справился. И это было прекрасно.
Возвращаясь
в январский мороз, некоторые из зрителей искренне недоумевали: «Если уж
им так понравилось, могли бы сыграть и больше полутора часов». Лучшим
ответом на эти реплики могла быть нетленная формула Сергея Шнурова:
«Такой, б…, шоу-бизнес, е…ный мазафака». Следуя этому же тезису,
несложно предположить, что успех первого визита Guano Apes заставит
наших промоутеров привезти их снова в Киев через годик-другой. Или я
ничего не понимаю.
|