КРИС РИ: Блюз пингвина
Первая
встреча Криса Ри с отечественной публикой в 2006-м году должна было
стать одновременно и последней: музыкант заезжал в Украину в рамках
своего (якобы) прощального тура. Прошло всего четыре года - и снова
здравствуйте! Гитарист опять колесит по Европе – на сей раз с
презентацией сборника «Still Got So Far to Go: The Best of Chris Rea».
Судя по его красноречивому названию, маэстро передумал: казалось -
дальше только через не могу, а со временем выяснилось, что можно еще
порысачить.
И
это хорошо. Современной сцене очень не хватает таких
старичков-бодрячков: вроде уж и возраст пенсионный, и последний большой
хит вышел лет пятнадцать как назад, а все же ни плесени, ни сыплющегося
песка не просматривается. Крис Ри – это олд-скул в лучшем значении
этого слова: человек, крепко вросший ногами в традицию (в данном случае
– блюзовую) и не способный работать в полруки, пропускающий музыку
сквозь себя, как электрический ток. Есть чему поучиться молодым.
Стоит
заметить: между тем, чего ждет от мистера Ри большая часть публики,
которая продолжает прилежно ходить на его концерты (дворец «Украина»
был забит под завязку), и тем, что он исполняет последние лет восемь,
лежит существенный зазор. В 2002-м Крис заложил лихой вираж и продал
свою душу с потрохами блюзу – этот факт ознаменовался выходом сурового
и могучего альбома «Dancing Down the Stony Road». Ри объяснял этот
поворот в карьере просто: он вернулся к своим корням, о чем давно
мечтал все годы, пока штамповал поп-хиты. Наверняка, сыграла свою роль
и перенесенная им в 2001-м серьезная болезнь: музыкант почувствовал,
что может не успеть сделать что-то крайне важное. Существенно, пожалуй,
и то, что в XXI век Ри вошел артистом, который достиг определенной финансовой
и творческой свободы – человек, продавший более 20 миллионов дисков,
скорее всего, может себе позволить поиграть в свое удовольствие.
Последствием
этой метаморфозы стал гигантский проект «Blue Guitars» (2005): 137
оригинальных песен, выпущенных на 12 дисках. Крис Ри пахал в студии
ежедневно по двенадцать часов в течение полутора лет. Так ведет себя
человек, наконец дорвавшийся до чего-то заветного или чувствующий
неумолимое приближение жизненного финала. Скорее всего, имело место и
то, и другое. Так что прощальный характер его гастролей четырехлетней
давности вряд ли выглядел позой или эффектным маркетинговым ходом.
Считаю, он и правда полагал, что жить ему осталось недолго.
Гитарист
предполагал - а известно кто располагал. Теперь Крис Ри с удовольствием
играет несколько вещей из «Blue Guitars» на концертах, добавляет к ним
несколько чисто блюзовых номеров и втискивает между всем этим
богатством свои ключевые хиты. Но далеко не все: без «Josephine» и
«Road to Hell», ясное дело, никуда не деться, а вот программные
«Auberge» и «The Blue Cafе» он позволяет себе и опустить. Этим
объясняются та легкая скука и вежливое недоумение, которое читалось на
лицах многих зрителей в Киеве: они-то шли на шоу радио-боевиков, а им
предложили вечер имени блюза.
Насчет
шоу: главное и единственное шоу на концерте Криса Ри – сам Крис Ри. Три
бутафорские гитары, висящие на заднике, аккуратно подсвеченном
софитами, - вот и вся сценография. Группа: ударные, бас, две гитары и
клавишные – весь инструментарий. Самая качественная, уместная и
неотъемлемая от общей картины декорация для триумфа главного героя.
Полное
отсутствие спецэффектов позволяет легко концентрироваться на главном –
музыке. И вскоре начинаешь ясно понимать, зачем ходить на нынешнего
Криса Ри: уж точно не ради вышеупомянутых шлягеров, которые он
исполняет достаточно небрежно и без особого куража, а ради той
одержимости блюзом, той настоящей – высушенной песками и ветрами
американских прерий – стихии, которая бушевала в сердцах пионеров жанра
вроде Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера. Крис Ри – это не реставрация
классического блюза, это сам блюз, неубиенный и живучий. И, надо
признать, в нем нет ни капли усталости, которой пронизаны последние
релизы Марка Нопфлера – артиста, питающегося тем же воздухом, что и Ри.
При
этом нет никаких сомнений: чисто по технике Ри как гитарист тому же
Нопфлеру в подметки не годится. Не удивлюсь, если в каждом втором клубе
Киева найдется музыкант, который с завязанными глазами повторит любое
соло Криса. Он берет не виртуозностью, а, так сказать, блюзовым грувом:
важно не какие соло он закладывает, а сколько он в них вкладывает. А
вкладывает – все, что есть. Забываясь в очередной импровизации, Ри
меняется прямо на глазах. Кажется, в такие моменты его пронизывает
тысячевольтными блюзовыми разрядами – и это ощущение передается
непосредственно в зал. Тому, что он вытворяет в «Stony Road» или
«Somewhere Between Highway 61&49», не обучают ни в одной
консерватории, такой искры не высечешь даже за сто тысяч часов
репетиций – то звучит седьмая струна, та самая, что прячется где-то в
груди.
Как
и всякий талантливый музыкант, Крис Ри долго искал свою мелодию, и,
похоже, нашел. Наблюдая за гитаристом, легко заметить: не в тех
семи-восьми полновесных шлягерах его нынешнее счастье, а в
заколдованном пространстве блюзового квадрата, в звенящих вибрациях
слайда, скользящего по струнам. Ведь чтобы постоянно производить
убойные хиты, нужно следить за технологиями, модой и заводить
правильные знакомства – а чтобы петь убойный блюз, достаточно, чтобы
хорошему человеку было немного не по себе. Второй вариант – как раз про
Криса Ри.
|