опрос

Вы робот?
Всего ответов: 10

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Февраль » 19 » КРИС РИ: Блюз пингвина
15:30
КРИС РИ: Блюз пингвина
11.02.2010 19:55
Игорь Панасов
 
КРИС РИ: Блюз пингвина

Первая встреча Криса Ри с отечественной публикой в 2006-м году должна было стать одновременно и последней: музыкант заезжал в Украину в рамках своего (якобы) прощального тура. Прошло всего четыре года - и снова здравствуйте! Гитарист опять колесит по Европе – на сей раз с презентацией сборника «Still Got So Far to Go: The Best of Chris Rea». Судя по его красноречивому названию, маэстро передумал: казалось - дальше только через не могу, а со временем выяснилось, что можно еще порысачить.

И это хорошо. Современной сцене очень не хватает таких старичков-бодрячков: вроде уж и возраст пенсионный, и последний большой хит вышел лет пятнадцать как назад, а все же ни плесени, ни сыплющегося песка не просматривается. Крис Ри – это олд-скул в лучшем значении этого слова: человек, крепко вросший ногами в традицию (в данном случае – блюзовую) и не способный работать в полруки, пропускающий музыку сквозь себя, как электрический ток. Есть чему поучиться молодым.

Стоит заметить: между тем, чего ждет от мистера Ри большая часть публики, которая продолжает прилежно ходить на его концерты (дворец «Украина» был забит под завязку), и тем, что он исполняет последние лет восемь, лежит существенный зазор. В 2002-м Крис заложил лихой вираж и продал свою душу с потрохами блюзу – этот факт ознаменовался выходом сурового и могучего альбома «Dancing Down the Stony Road». Ри объяснял этот поворот в карьере просто: он вернулся к своим корням, о чем давно мечтал все годы, пока штамповал поп-хиты. Наверняка, сыграла свою роль и перенесенная им в 2001-м серьезная болезнь: музыкант почувствовал, что может не успеть сделать что-то крайне важное. Существенно, пожалуй, и то, что в XXI век Ри вошел артистом, который достиг определенной финансовой и творческой свободы – человек, продавший более 20 миллионов дисков, скорее всего, может себе позволить поиграть в свое удовольствие.

Последствием этой метаморфозы стал гигантский проект «Blue Guitars» (2005): 137 оригинальных песен, выпущенных на 12 дисках. Крис Ри пахал в студии ежедневно по двенадцать часов в течение полутора лет. Так ведет себя человек, наконец дорвавшийся до чего-то заветного или чувствующий неумолимое приближение жизненного финала. Скорее всего, имело место и то, и другое. Так что прощальный характер его гастролей четырехлетней давности вряд ли выглядел позой или эффектным маркетинговым ходом. Считаю, он и правда полагал, что жить ему осталось недолго.

Гитарист предполагал - а известно кто располагал. Теперь Крис Ри с удовольствием играет несколько вещей из «Blue Guitars» на концертах, добавляет к ним несколько чисто блюзовых номеров и втискивает между всем этим богатством свои ключевые хиты. Но далеко не все: без «Josephine» и «Road to Hell», ясное дело, никуда не деться, а вот программные «Auberge» и «The Blue Cafе» он позволяет себе и опустить. Этим объясняются та легкая скука и вежливое недоумение, которое читалось на лицах многих зрителей в Киеве: они-то шли на шоу радио-боевиков, а им предложили вечер имени блюза.

Насчет шоу: главное и единственное шоу на концерте Криса Ри – сам Крис Ри. Три бутафорские гитары, висящие на заднике, аккуратно подсвеченном софитами, - вот и вся сценография. Группа: ударные, бас, две гитары и клавишные – весь инструментарий. Самая качественная, уместная и неотъемлемая от общей картины декорация для триумфа главного героя.

Полное отсутствие спецэффектов позволяет легко концентрироваться на главном – музыке. И вскоре начинаешь ясно понимать, зачем ходить на нынешнего Криса Ри: уж точно не ради вышеупомянутых шлягеров, которые он исполняет достаточно небрежно и без особого куража, а ради той одержимости блюзом, той настоящей – высушенной песками и ветрами американских прерий – стихии, которая бушевала в сердцах пионеров жанра вроде Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера. Крис Ри – это не реставрация классического блюза, это сам блюз, неубиенный и живучий. И, надо признать, в нем нет ни капли усталости, которой пронизаны последние релизы Марка Нопфлера – артиста, питающегося тем же воздухом, что и Ри.

При этом нет никаких сомнений: чисто по технике Ри как гитарист тому же Нопфлеру в подметки не годится. Не удивлюсь, если в каждом втором клубе Киева найдется музыкант, который с завязанными глазами повторит любое соло Криса. Он берет не виртуозностью, а, так сказать, блюзовым грувом: важно не какие соло он закладывает, а сколько он в них вкладывает. А вкладывает – все, что есть. Забываясь в очередной импровизации, Ри меняется прямо на глазах. Кажется, в такие моменты его пронизывает тысячевольтными блюзовыми разрядами – и это ощущение передается непосредственно в зал. Тому, что он вытворяет в «Stony Road» или «Somewhere Between Highway 61&49», не обучают ни в одной консерватории, такой искры не высечешь даже за сто тысяч часов репетиций – то звучит седьмая струна, та самая, что прячется где-то в груди.

Как и всякий талантливый музыкант, Крис Ри долго искал свою мелодию, и, похоже, нашел. Наблюдая за гитаристом, легко заметить: не в тех семи-восьми полновесных шлягерах его нынешнее счастье, а в заколдованном пространстве блюзового квадрата, в звенящих вибрациях слайда, скользящего по струнам. Ведь чтобы постоянно производить убойные хиты, нужно следить за технологиями, модой и заводить правильные знакомства – а чтобы петь убойный блюз, достаточно, чтобы хорошему человеку было немного не по себе. Второй вариант – как раз про Криса Ри.

Просмотров: 379 | Добавил: essd | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Логин

Вторник
07.05.2024
03:02

[ Управление профилем ]

Партнеры

музыка mp3
зайцев нет

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Архив записей