Маргарита ПУШКИНА и ее 'Бойцовский клуб'
Большинство рок-меломанов знает ее как автора текстов к песням группы «Ария». Но на самом деле Маргарита Пушкина
никогда на этом не зацикливалась. Автор нескольких книг («Заживо
погребенная в роке», «Слезай с моего облака», «Ария Маргариты»,
«Династия Посвященных») и бесчисленного количества песен для целой
вереницы групп (Catharsis, «Автограф», «Крематорий», «Круиз», «Лига
Блюза», «Мастер», «Рондо», «РОК-Ателье» и др.), Маргарита также издает
рок-альманах Zabriskie Rider. Пушкина известна и своим крайне
интересным проектом Margenta, в рамках которого было выпущено два
альбома - «Династия Посвященных» и «Дети Савонаролы». Богатство
красивейшей лирики в сочетании с нетривиальными музыкальными находками
с отсылкой к готике, да еще и в исполнении целого созвездия вокалистов
русской тяжелой сцены – вот что такое Margenta, проект, которому пока в
России нет аналогов. Маргарита Пушкина стояла у истоков формирования
русского хард-н-хэви, во многом повлияв на его текстовую составляющую,
и является авторитетом для многих знаменитых музыкантов. При всем этом
она не надувается от гордости, не преувеличивает собственных заслуг и
не страдает манией величия. Она с удовольствием и без тени
самолюбования рассказала нам о тонкостях работы с известными
исполнителями, своем отношении к молодым альтернативщикам, литературе и
прочих источниках вдохновения.
- Вам довелось сотрудничать со множеством различных музыкантов. Каковы особенности работы с ними?
-
С каждым из них работа складывается по-разному. Многое зависит от
предложенной музыки – если она меня сразу «цепляет», завораживает, то
пишется легко и быстро. Бывает, что такого не происходит – тогда
возникают трудности с темой, с образами, с авторами, наконец. Но обычно
я берусь за тот материал, который мне импонирует. Работаю я в основном
с мужчинами. А они, как известно, эгоисты: требуют максимального
понимания, внимания к себе и зачастую не желают принимать к сведению,
что у автора текстов тоже есть свои проблемы и переживания.
- Сейчас
среди молодых групп из СНГ стало очень модно петь по-английски. Таким
образом они надеются получить шанс на освоение западной сцены. Как вы к
этому относитесь?
-
У нас всегда были группы, которые пели по-английски. Первые бит-группы
в СССР играли кавера на западные команды, а другие сами сочиняли тексты
на английском. Это не сегодняшняя мода, а волнообразная. И стремление
«осесть» на Западе было всегда. Вспомните хотя бы наиболее успешный
проект – группу «Парк Горького». Был такой опыт и у «Автографа». Сейчас
шансов хорошо показать себя западным фирмам гораздо больше, чем раньше,
но везет не многим. Все-таки западный рынок плотно забит своими
исполнителями, а на пришлых у них смотрят строго. Есть даже профсоюз,
который отслеживает нарушение прав на работу своих музыкантов и резко
выступает против рок-гастарбайтеров. Это у нас все хаотично, никаких
музыкальных профсоюзов, никакого единения, никакого желания решать свои
проблемы сообща.
- Как вы оцениваете современную российскую альтернативную сцену?
- Не такой уж я специалист в альтернативный сцене, чтобы ее оценивать…
- Ну, например, особенно успешна сейчас группа [AMATORY]. Как они вам?
-
[AMATORY] мне понравились на первом альбоме. Потом у них как-то
материал «размяк», нерв пропал. Слушала несколько последних песен –
очень нравятся запевы, но совершенно «не идут» припевы. Главное, что
эта группа молодежи по вкусу, у них своя аудитория, работают они на
износ. Молодцы! Нравится Lumen – эти пожестче в текстах, что
действительно ближе к альтернативе в западном понимании. Почитываю
тексты хип-хоперов. Вот где простор, словесный беспредел и
актуальность! Если сегодняшний хэви в основной своей массе уходит в
эпику, не желая акцентировать внимание на социальной стороне жизни, то
хип-хоперы берут обличительную функцию на себя, хотя тоже иногда
впадают в непростительную сентиментальность. Но такова человеческая
природа: то бунт, то слезы…
- Вы часто ходите на концерты?
-
Раньше ходила очень часто. Сейчас посещаю концерты редко: дел много, да
и всех вроде, кого надо было, уже видела и слышала раз сто. Последний
раз была на концерте Джона Лорда с симфоническим оркестром, не могла не
пойти! Если приедет Роберт Плант или Джимми Пейдж, побегу в первых
рядах! И на Metallic'у побегу, если, как говорится, жива буду. А в
целом люблю посещать маленькие блюзовые клубы, где приятели играют
старый добрый блюз.
- Ваш проект «Династия Посвященных» оправдал ваши ожидания, был достаточно успешным?
-
На мой взгляд, проект удался. Мы с композитором Сергеем Скрипниковым и
всеми исполнителями постарались на славу. Так называемой критикой
приняты эти работы по-разному. Но, зная субъективность суждений авторов
рецензий, я не обращаю на это внимания. Сама иногда балуюсь написанием
критических заметок и знаю, от чего может зависеть мнение рецензента о
том или ином релизе.
- Планируется ли продолжение проекта?
-
Сейчас сводится сингл проекта Margenta под названием «Цветок Майорана»,
который, возможно, будет готов к февралю. К работе вновь подключился
гитарист Сергей Терентьев, лидер группы «Артерия», и его музыканты. Мы
работали с Сергеем над первым диском «ДП», и это сотрудничество было
очень комфортным – Сергей силен и как профессиональный гитарист, и как
звукорежиссер. Без него с «Детьми Савонаролы» мы хлебнули горя, альбом
спасал Алик Грановский, бас-гитарист, мой хороший друг, один из
основателей «Арии». Но теперь мы снова под присмотром Терентьева,
которого я за выправку и рост называю Полковником. Правда, бывают
моменты, когда меня охватывает вселенская тоска, когда ничего не
хочется, и думаешь: «Кому все это надо? Красивые стихи, красивая
музыка, придуманные тобой или подсказанные тебе для воплощения в песни
тайны…». Можно, конечно, перейти на хип-хоп, кое-какой опыт у меня уже
есть, да и отчаяния со злостью накопилось достаточно, чтобы устроить
эдакий «Бойцовский клуб» (смеется – прим. авт.).
- Над чем вы сейчас работаете? Чего в ближайшем будущем стоит ожидать от Маргариты Пушкиной?
-
Во-первых, доделываю альбом с Валерием Кипеловым. Работа эта очень
трудоемкая, стоит нервов и Кипелову, и мне, но мы все-таки победим.
Хотя после такого напряжения согласна, чтобы кто-нибудь отправил меня в
Швейцарию отдохнуть. Сама, за свой счет, не доеду – все накопленные
непосильным трудом словоукладчицы деньги были потрачены на запись и
выпуск альбома «Дети Савонаролы», так как ни одна фирма нас не
финансировала, а тут еще начался кризис. Кое-что написано для Алика
Грановского, есть новые песни и у Виталия Дубинина. Из уже сделанного:
с «Арией» выпустила сингл «Поле битвы», группа «Ольви» выпустила сингл,
на котором три песни из пяти написаны на мои стихи. Созрела идея
начитать аудио-книгу, надо закончить пару рассказов и привести в
порядок стихотворный цикл «Саундтреки к дням недели». Друзья-музыканты
обещали озвучить, чтобы добавить некий action моим размышлениям.
- Известно, что вы практически всегда пишете тексты на «рыбу» (инструментальный черновой вариант песни
– прим. авт.), но что кроме нее предоставляют вам музыканты? Делают ли
конкретный заказ: «Хотим, чтобы песня была о том-то и о том-то?» или
оставляют все на ваше усмотрение?
-
Слава богам, уже приличное количество песен написано на стихи! Хотя для
«Арии», «Кипелова», «Мастера» пишу на «рыбы». Иногда музыканты
подбрасывают идеи, иногда сами придумывают первую строчку или строчку в
припеве, от которой можно оттолкнуться. На новом альбоме Кипелова текст
только одной песни (о Фридрихе Ницше) полностью написан мною: без
правок Валерия,
без предварительного обсуждения темы. Он просто принял эту тему как
данность. В остальном – жесткий контроль. Бывает, что переберешь
десяток сюжетов, пока какой-нибудь не приглянется музыкантам. На одну
«рыбу» приходится писать порой по 15-16 текстов.
- Что может послужить для вас вдохновением?
-
Все, что угодно. Эпизод в теленовостях, тишина, строчка какая-нибудь в
книге, например, у Борхеса или Милорада Павича… Кстати, лучше всего
пишется, когда я злюсь.
- Какой была последняя книга, прочитанная вами?
- Так как еще летом я задалась целью прочитать всего переведенного у нас Чака Паланика,
то последней книгой стала его «Снафф». Теперь жду готовящуюся к выходу
книгу «Пигмей». Специфический, конечно, писатель. Моя дочь до сих пор
ворчит, что прочитанные ею летом три книги Паланика надолго отбили у
нее охоту брать в руки произведения других авторов, но я выдержала.
- Вы
как-то говорили, что некоторые из ваших текстов были написаны по
мотивам сборника рассказов Рэя Брэдбери «Марсианские хроники». Что это
были за песни?
-
Да, Брэдбэри подсказал сюжеты для нескольких песен. Давным-давно были
написаны «Марсианские хроники» и «Возвращение из первого космического
путешествия» для некогда очень популярной группы «Автограф». Старт
ракет на Марс описывался в духе американского фантаста, и тоска по
Земле вполне соответствовала его настроению. Потом к этому настроению
подключился настрой кадров из фильма «Солярис» Андрея Тарковского.
Помните: зелень, неумолкающий дождь, мокрая лошадь? Эта дивная мокрая
лошадь долго не давала мне покоя и позже появилась в тексте песни «По
ту сторону сна» (часть 2) в альбоме с группой «Мастер»: «Снег очарует
намеками/ Письменами следов звериных/ Лошадь белая – вся грива мокрая/
В зыбком тумане пройдет сквозь картину/ На ту сторону сна, на ту
сторону сна…». В свое время и для Александра Монина из группы «Круиз»
была написана песня «Ветер с Востока» по мотивам одного из рассказов
Брэдбери, точного названия уже не помню.
- Может, какие-то фильмы также повлияли на ваше творчество?
-
Разумеется! Самое глубокое потрясение за последнее время я испытала от
фильма «Рестлер» с Микки Рурком. Рурк прекрасно показал, чего стоит вся
наша жизнь, наша увлеченность и «погребенность» в любимом деле. С этим
фильмом чуть было не закончилось все мое творчество.
- Как
жизнь автора отражается в его творчестве, так и само творчество влияет
на его жизнь. Как повлияли ваши произведения на вашу жизнь, вашу
личность? Что они изменили в вашей Вселенной?
- Можно ответить на этот вопрос текстом песни с альбома «Дети Савонаролы»?..
Поэтов серебряный полк Затерян в зыбучих песках, Отпел, ощетинившись, волк НепОнятых слов километры, И пауза сделала срез Молитвы на жарких губах, И затянула петлю на горле плененного ветра.
Дар от Дьявола или от Бога? Промолчала душа – отвернулась, Обманула сегодня дорога, И вчера, поманив, обманула.
Поэтов серебряный полк Все дальше уходит во тьму, Никто бы им здесь не помог Последнее выиграть сраженье, И звезды взлетают с погон, Впиваясь лучом в тишину – Ни плача, ни крика в ответ, – ни ужаса, ни сожаленья…
Дар от Дьявола или от Бога? Промолчала душа – отвернулась, Обманула сегодня дорога, И вчера, поманив, обманула…
|