OPEN'ER: музыкальные ворота Польши
Поляки
гордо называют его «наш Роскильд», хотя уместнее были бы аналогии с
известным своими экстремальными погодными условиями британским
Гластонбери. Такое ощущение сложилось после первого посещения Heineken
Open'er, проходившего с 29 июня по 1 июля сего года в Гдыне.
Организаторы фестиваля завлекают посетителем слоганом «море, пляж и
солнце», но все это довольно условно. Балтийское море действительно
присутствует где-то рядом (ибо Гдыня все же портовый городок), но не
настолько, чтобы можно было фестивалить прямо на пляже. Ну и с солнцем
в этот раз крупнейшим образом не повезло: все три фестивальные дня
непрерывно дождило, так что если какое-то море и было - то грязи.
Однако все это с лихвой окупалось составом исполнителей: Open'er-2007
пестрел звездами экстра-класса, ради возможности увидеть которых в
одном месте и стоило переносить все неурядицы и неудобства. Судите
сами: Бьорк, Muse, Beastie Boys, Sonic Youth, Bloc Party, The Roots,
LCD Soundsystem и т.д. - неплохо, не так ли?
Судя
по всему, такого облома с погодой здесь раньше не случалось (а Open'er
проводится уже шестой год) - иначе организаторы позаботились бы о
комфорте посетителей, а те, в свою очередь, запаслись бы необходимыми
предметами обихода - как минимум, дождевиками и резиновыми сапогами.
Последние на нынешнем Open'er являлись самым востребованным товаром - в
первый же день меломаны выполнили годовой план по продажам
непромокаемой обуви в местных магазинах. Остальным приходилось
оборачивать ноги полиэтиленовыми пакетами, чтобы иметь возможность хоть
как-то передвигаться по фестивальному полю, которое превратилось в
настоящее болото, засасывающее по щиколотку (прощайте, кроссовки и
кеды!). Замечено, что подвергнутый эмоциональной встряске организм
обычно не реагирует даже на самые простудные условия - но хотя бы
постелить на поле шлакоблоки устроители фестиваля могли. Во избежание
массовых походов за бюллетенями. А если бы открыли еще пару точек
продажи кофе и чая - цены бы им не было. Доходило до смешного: кругом
море пива и - длиннющие очереди за горячим (и дорогим - 6-9 злотых за
порцию) питьем. Думается, урок получен и выводы будут сделаны - если
Open'er действительно позиционируется как фестиваль для публики, а не
для спонсора.
Польская
пресса на все лады расхваливает крупнейший фестиваль своей страны.
«Лучшая музыка для лучшей публики», «Фестиваль, где осуществляются
мечты», «Один из пяти лучших в Европе» - еще самые сдержанные
заголовки. Последнее утверждение можно оспорить. Организация Open'er в
том, что касается дополнительных - немузыкальных - сервисов, далека от
идеальной. Да и масштаб фестиваля небольшой - естественно, по
европейским меркам: три сцены (главная - звездная, крытая - для местных
звезд, и летный ангар - как площадка для начинающих) и сравнительно
небольшое количество участников. К минусам фестиваля можно отнести
отсутствие каких-либо информационных стендов (программок-бэйджиков
хватило далеко не всем), скудный и малоинтересный мерчандайзинг, хилый
ассортимент пищеблоков (проносить же любую еду на территорию фестиваля
запрещалось) и огромные очереди к ним. А кроме того - отсутствие
возможности расслабить конечности - ни тебе скамеечек, ни даже
каких-либо подстилок - скажем, посидеть на травке. Правда, и плюсов у
Open'er по сравнению с другими фестами тоже предостаточно.
Первый
и самый главный - место проведения (с ухудшением погоды он же
становится минусом): огромное летное поле в разумном отдалении от
города. Никому не мешаешь отдыхать - стало быть, фестивалить можно до
утра. С учетом этой детали и было составлено расписание: первые
концерты стартовали в семь вечера, выступление последнего хэдлайнера
начиналось в час ночи. Добравшись в первый день на Open'er лишь в
одиннадцать вечера и пребывая в полной и гнетущей уверенности, что все
уже закончилось, мы были приятно удивлены внезапным выходом на сцену
The Roots. Оказалось, все еще только начинается!
Отдаленность
же фестиваля от города не играла особой роли: зрителей доставляли и
развозили по домам специальные автобусы, курсировало множество такси.
Но бОльшая часть публики все же предпочитала пользоваться личным
транспортом, из-за чего на парковку выстраивались громадные очереди.
Парковка же (платная и охраняемая) была такой вместительности, что на
ней мог разместиться автомобильный парк какого-нибудь киевского
пригорода.
Для
прибывших на Open'er издалека была предусмотрена возможность проживания
в палаточном городке. Удовольствие сомнительное - учитывая погодные
условия. Хотя в другое время преимущества лагерной жизни были бы
неоспоримы: масса народу, новые знакомства, отсутствие необходимости
наматывать утром и вечером лишние километры. Еще одними приятными
неожиданностями организации фестиваля стали специально предусмотренные
возле сцены сектора для инвалидов и - достаточное, чтобы не возникало
длинных очередей, количество биотуалетов. Мелочь, а приятно.
Heineken
Open'er позиционирует себя как фестиваль качественной и нетривиальной
музыки без привязки к стилям. В разные годы здесь выступали Massive
Attack, Placebo, Franz Ferdinand, Sigur Ros, Scissor Sisters, Chemical
Brothers, White Stripes и т.д. - по этим именам уже можно проследить
специфику феста. В этом году организаторы прыгнули выше головы, особо
гордясь возможностью представить публике Бьорк и Beastie Boys.
Ветеранов хип-хопа, согласно информации в пресс-релизе, «опенэровцы»
пытались заполучить уже несколько лет, пока их атаки не достигли цели.
Впечатлившись настойчивостью устроителей фестиваля, Beastie Boys
компенсировали долгое ожидание своих персон на Open'er согласием
отыграть сразу два концерта. 30-го июня группа выступила на главной
сцене с классической программой, состоящей из лучших хитов (прозвучали
«Sure Shot», «Pass The Mic», «Brass Monkey», «Intergalactic», «So
Wancha' Want» и на закуску «Sabotage» и «No Sleep Till Brooklyn»).
Адаму Ячу, Майку Ди и Адаму Горовицу помогали парочка мастеров вертушек
и несколько инструменталистов. Любо-дорого было посмотреть, как
немолодые уже бойцы хип-хопа, облаченные в стильные итальянские
костюмчики, дурачатся и отрываются на сцене. Исполнили Beastie Boys и
несколько композиций из нового альбома «The Mix-Up» - ради чего сами
взяли в руки инструменты, явив собой неожиданный вариант хип-хоп
команды с гитарами.
Программа
следующего дня была зеркально противоположной: Beastie Boys
сосредоточились на материале «The Mix-Up», разбавив его несколькими
знакомыми по ранним релизам композициями. Немалый по размерам крытый
тент, в котором выступала группа, был заполнен под завязку. Не
протолкнуться было и в радиусе ста метров от каждого из трех входов -
таким был зрительский ажиотаж.
Толпу,
соразмеримую с той, что пришла поглазеть на Beastie Boys, собрали и
Бьорк с Muse. Выступление исландки оказалось особенно зрелищным.
Несколько лет назад довелось побывать на концерте Бьорк в Москве - и
тогда певица выступала вместе со струнным квартетом. Теперь же
привлекла к концертным выступлениям квартет духовиков, обеспечивший
уникальное и ни с чем не сравнимое звучание - а также пеструю
визуальную картинку: все музыканты были одеты в яркие цветные балахоны.
Подобное одеяние было и на самой Бьорк, из-за чего казалось, что по
сцене порхает экзотическая птица. Зрители слушали Бьорк как
завороженные, слегка покачиваясь под музыку, и только под звуки дерзкой
и напористой «Declare Independence» вышли из оцепенения, позволив себе
выплеснуть накопившиеся эмоции. Исландка воспользовалась возможностью
представить несколько песен с нового альбома «Volta» - «Wanderlust» и
«Innocence» - но не забыла и о старых хитах. С большим энтузиазмом со
стороны публики были встречены «Army Of Me» и «Hunter». Бьорк привезла
с собой в Польшу и Марка Белла, продюсировавшего «Volta» и выступившего
соавтором нескольких композиций с него. Музыкант колдовал на невиданном
инструменте, напоминающем барабан с электрическим реле. Двигая
рычажками как фишками по поверхности мембраны, Белл добивался
необычного вибрирующего электронного звучания.
Очень
энергичным и драйвовым получилось выступление у Muse. Парни выдали
ураганный рок-сет, заставив зрителей забыть на время концерта обо всем
- усталости, плохой погоде, плотоядном чавкании почвы под ногами и т.д.
Группа не обманула чаяний публики, выдав на-гора подборку своих лучших
хитов (а-ля «Black Hole & Revelations» и «Time Is Running Out») - в
том числе и из дебютного альбома, что делает сейчас довольно редко. В
темноте людская масса напоминала море во время шторма.
Интеллектуалы
британского инди-рока Bloc Party немало завели публику, параллельно
заведясь и сами: под конец выступления фронтмен коллектива Келе Окереке
изобразил ныряние в толпу. По счастью, его подхватили, иначе быть
музыканту полностью измазанным в грязи.
Американский
диджей и продюсер Джеймс Мерфи (aka LCD Soundsystem) предпочитает
записываться в одиночку, но выступать вместе с группой - в Польше
музыканта сопровождали клавишница и барабанщик. И надо признать, что
концертное звучание LCD Soundsystem значительно отличается от
студийного - в нем появляется напор и агрессия, присущая рок-н-ролльным
формированиям. Несмотря на поздний час выступления звезд дэнс-панка, на
поле негде было яблоку упасть. Зрители с воодушевлением приветствовали
новейший хит группы «North American Scum», ознаменовавшийся купанием в
грязи меломанов-экстремалов.
Но
одним из самых ярких впечатлений фестиваля стало выступление британских
электронщиков Groove Armada. Энди Като и Тим Финдли привезли с собой
нескольких вокалистов и инструменталистов, позволивших исполнить такие
хиты как «At The River», «If Everybody Looked the Same», «Superstylin»,
«My Friend», «But I Feel Good» и «I See You Baby» словно под копирку со
студийной записи. Во время выступления Groove Armada на поле обрушился
ливень, только раззадоривший публику - зрители отрывались так отчаянно,
что брызги грязи летели во все стороны.
Интересным
оказался подбор и польских участников Open'er. Слабо знакомые с
современной польской музыкой гости фестиваля смогли получить некоторое
представление о развитии местной музыкальной сцены и убедиться, что
наши соседи не пасут задних. Публика, состоящая преимущественно из
местного населения (иностранцев было совсем немного - по большей части
из Беларуси, Украины и Скандинавии), с одинаковым энтузиазмом встречала
рэппера Ostr, подыгрывающего себе на скрипке, представителей движения
«new rock revolution» Kombajn Do Zberania Kur Po Wioskach, звезд
дэнс-панка Out Of Time и Dick 4 Dick, краковян Dezodorant Squad,
исполняющих хип-хоп с использованием живых инструментов,
электронщиков-экспериментаторов Microwafle и других. Наибольшую толпу
собрало выступление классиков прогрессив-рока Apteka, ведущих свою
историю с начала 80-х и успевших уже заработать статус легенды польской
музыки.
Приверженцам
музыкального туризма можно смело рекомендовать Heineken Open'er как
один из самых представительных фестивалей ближнего зарубежья.
Добираться в Гдыню несложно и относительно недорого (автобусом,
электричкой, самолетом - на выбор), к тому же можно совместить приятное
с полезным - отдохнув после фестиваля недельку на Балтийском море или
отправившись на изучение достопримечательностей Гданьска (очень
красивого миниатюрного городка с впечатляющей архитектурой): здесь, к
примеру, находится музей «Солидарности», популярное у туристов
«Танцующее здание» и совсем рядом - древний тевтонский замок Мальборк.
Поклонникам комфорта придется приготовиться к полному его отсутствию на
Open'er (да, это не Sziget), но этот недостаток полностью перекрывается
впечатлениями от качественно-количественного состава участников. За
возможность же лицезреть своих кумиров просят всего 65 евро - столько
стоит трехдневный абонемент на фестиваль.
В
нынешнем году организованный украинский десант на Open'er составил
порядка сотни человек, в грядущем можно прогнозировать увеличения этой
цифры. Как-никак - Евро-2012 Украине и Польше делать вместе, пора
переходить к налаживанию дружеских контактов - в первую очередь, на
персональном уровне. В том числе, меломанском.
|